Проектный изыскательский институт
"Центр экспертиз и испытаний в строительстве"
На рынке с 2003 года
Работаем по всему Поволжью

17. Экспертиза проектов

1. Проектная документация и инженерные изыскания, общие понятия.

1.1. Виды проектируемых объектов в сфере строительства.

Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Здания бывают двух видов: жилые и нежилые. Рассмотрим каждый из них.
Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.
Нежилые здания — здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, другие.
Линейные объекты — представляют собой линейные элементы организации территории. К ним относятся полевые и магистральные дороги, лесополосы, инженерные коммуникации (газопроводы, ЛЭП и др.), отдельные границы участков, зон и т.д.

1.2. Определение проектной документации и инженерных изысканий согласно действующему законодательству.

Проектная документация (ПД) — документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Инженерные изыскания (ИИ) — работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и достаточных материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений при проектировании и строительстве объектов с учётом рационального использования и охраны природной среды, а также получения данных для составления прогноза изменений природной среды под воздействием строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений.
Инженерные изыскания являются одним из важнейших видов строительной деятельности, с них начинается любой процесс строительства и эксплуатации объектов. Комплексный подход, объединяющий различные виды инженерных изысканий позволяет проводить разностороннее и своевременное обследование строительных площадок, зданий и сооружений.
В соответствии с действующим законодательством, получение положительного заключения экспертизы на проектную документацию, разрабатываемую для строительства новых объектов капитального строительства, невозможно без наличия положительного заключения экспертизы на Результаты инженерных изысканий (РИИ).

1.3. Виды проектной документации.

Как правило, разрабатывается 2 стадии проектной документации:
• стадия «П» — стадия «Проект».
• стадия «Р» — стадия «Рабочая документация». Отличием «Рабочей документации» от ранее действующей стадии «Проект» является то, что она более детальна, а также построенный объект должен полностью соответствовать «Проектной документации». Если деталировки проектной документации достаточно для реализации строительства, то, по решению Заказчика, разработка рабочей документации может не проводиться.
Проектная документация, в свою очередь, разрабатывается в трёх случаях:
1) Строительство нового объекта капитального строительства (для получения положительного заключения на экспертизу в обязательном порядке предоставляются ПД и Результаты инженерных изысканий [cм. ниже]);
2) Реконструкция объекта капитального строительства (для получения положительного заключения на экспертизу предоставляется ПД, а также, при необходимости, Результаты инженерных изысканий);
3) Капитальный ремонт (согласно действующему законодательству, проведение экспертизы не обязательно, однако нередко экспертиза является требованием Заказчика, в таком случае требования к документации предъявляются аналогично проекту на реконструкцию объекта капитального строительства).

1.4. Состав проектной документации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в редакции от 02.08.2012) проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из следующих разделов (в скобках приведены шифры разделов в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009):
• раздел 1 «Пояснительная записка» (ПЗ);
• раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (ПЗУ);
• раздел 3 «Архитектурные решения» (АР);
• раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» (КР);
• раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» (ИОС):
• а) подраздел «Система электроснабжения»;
• б) подраздел «Система водоснабжения»;
• в) подраздел «Система водоотведения»;
• г) подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;
• д) подраздел «Сети связи»;
• е) подраздел «Система газоснабжения»;
• ж) подраздел «Технологические решения»;
• раздел 6 «Проект организации строительства» (ПОС);
• раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (при необходимости сноса или демонтажа) (ПОД);
• раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС);
• раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (ПБ);
• раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» (ОДИ);
• раздел 10(1) «Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов»;
• раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» (СМ);
• раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Стоит отметить, что раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства», не всегда предоставляется на экспертизу, т.е. его наличие не обязательно. Экспертиза смет на строительство, реконструкцию, или капитальный ремонт, может применяться как отдельная услуга. В таком случае возможно два варианта экспертизы смет:

• с объемами (проверка достоверности предоставленных сметных стоимостей в соответствии с базовыми сметными нормативами + проверка соответствия сметы конкретному проекту);
• без объемов (проверка достоверности предоставленных сметных стоимостей в соответствии с базовыми сметными нормативами).

Проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов:

• раздел 1 «Пояснительная записка»;
• раздел 2 «Проект полосы отвода»;
• раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения»;
• раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта»;
• раздел 5 «Проект организации строительства»;
• раздел 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта»;
• раздел 7 «Мероприятия по охране окружающей среды»;
• раздел 8 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»;
• раздел 9 «Смета на строительство»;
• раздел 10 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

1.5. Виды инженерных изысканий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», установлены следующие виды инженерных изысканий:
I. Основные виды инженерных изысканий
1. Инженерно-геодезические изыскания;
2. Инженерно-геологические изыскания;
3. Инженерно-гидрометеорологические изыскания;
4. Инженерно-экологические изыскания;
5. Инженерно-геотехнические изыскания.
II. Специальные виды инженерных изысканий
1. Геотехнические исследования;
2. Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
3. Поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;
4. Локальный мониторинг компонентов окружающей среды;
5. Разведка грунтовых строительных материалов;
6. Локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

Из основных видов инженерных изысканий самыми распространенными являются геодезия, геология и экология. Остановимся на них подробнее.

1.6. Основные виды инженерных изысканий.

Инженерно-геодезические изыскания для строительства — это работы, проводимые для получения топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных и надземных) и других элементах планировки (в цифровой, графической, фотографической и иных формах), необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий территории (акватории) строительства и обоснования проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации объектов. Инженерно-геодезические изыскания являются разновидностью инженерных изысканий.
Инженерно-геологические изыскания — исследования физико-механических и химических свойств подстилающих грунтов, необходимые для разработки проектной документации будущего строительства. Значение инженерно-геологических исследований для строительства трудно переоценить: инженерная геология изучает такие важные свойства грунтов, как пластичность, прочность, сыпучесть, а также гигроскопичность (способность грунта удерживать влагу). Данные свойства грунта являются основополагающими для определения методов и принципов будущей застройки, а также от свойств грунта зависит тип будущего фундамента, этажность зданий, тип строительных материалов, которые возможно использовать для возведения стен и перекрытий.

Для того, чтобы не путать геодезию с геологией, важно понять для себя их главное отличие:
• геодезия рассматривает поверхность земли;
• геология изучает почву непосредственно на состав и устойчивость, а также наличие грунтовых вод, которые после строительства могут, к примеру, «подмывать» фундамент.

Инженерно-экологические изыскания в строительстве позволяют обследовать со стороны благоприятности экологической обстановки и наличия условий для жизни и хозяйственной деятельности, а также влияния такой деятельности на экологическую обстановку.

2. Понятие экспертизы.

2.1. Определение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением оговорённых случаев (проектирование несложных объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство и др.). С 01.04.2012 экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы либо в форме негосударственной экспертизы. Заключение негосударственной экспертизы должно приниматься Ростехнадзором наравне с заключением государственной экспертизы.
Экспертиза проектной документации – комплекс мероприятий, направленных на выявление соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и действующего законодательства в сфере строительства (в частности, требованиям Градостроительного Кодекса), а также результатам инженерных изысканий
Экспертиза результатов инженерных изысканий – оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ч. 9 ст. 49 ГСК РФ).

2.2. Цель проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Как и говорилось ранее, экспертиза направлена на выявление недостатков проектной документации и ошибок при оформлении отчетов об инженерных изысканиях. Положительное заключение экспертизы является гарантией того, что здание, к примеру, не обрушится после постройки и введения в эксплуатацию. Главной целью проведения экспертизы для Заказчика является получение разрешения на строительство, т.к. согласно действующему законодательству, получение разрешения на строительство/реконструкцию невозможно без наличия положительного заключения аккредитованной в установленном порядке организации.

2.3. Объекты, не подлежащие проведению экспертизы.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства. Государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
2.4. Различие государственной и негосударственной экспертизы.

В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», заключение организации, аккредитованной в установленном порядке на проведение негосударственной экспертизы проектной документации, является легитимным заключению государственной экспертизы (имеет равную юридическую силу), правда, есть несколько ограничений:
• В случае, если финансирование осуществляется за счет средств Федерального бюджета, проект подлежит только государственной экспертизе. Данное ограничение накладывается в том числе и на проекты со смешанным финансированием (т.е. если в финансировании проекта присутствует даже 1% бюджетных средств, обязательно проведение государственной экспертизы);
• Проведение государственной экспертизы обязательно в случае, если объект относится к перечню объектов из ст.48.1 ГСК РФ (п.3.1 программы обучения), ФЗ №116(п.3.5 программы обучения), ФЗ №309, ФЗ №22.

2.5. Преимущества проведения негосударственной экспертизы.

Т.к. организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы являются коммерческими компаниями, они обладают рядом преимуществ перед государственными экспертными организациями. Рассмотрим их по порядку.
1) Сжатые сроки выполнения работ.
Согласно ст.49, п.7 ГСК РФ, срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий зависит от сложности объекта и не должен превышать 3 месяца. Срок проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно стандартной форме договора, составляет 30 рабочих дней. Однако данный срок может быть снижен в индивидуальном порядке вплоть до 15 рабочих дней и в основном зависит, как правило, от оперативности устранения замечаний со стороны Заказчика.
2) Порядок проведения работ.
Государственная экспертиза рассматривает поступившую проектную документацию в полном объеме в течение 45 дней и выставляет пакет замечаний по всему объекту, выставляя определенный срок на устранение замечаний и повторное предоставление документов. Замечания выставляются в одностороннем порядке и не подлежат обсуждению.
Негосударственная экспертиза выставляет замечания по всему проекту в срок от 5 рабочих дней после поступления полного комплекта документов, далее следует устранение замечаний со стороны Заказчика. После того, как комплект исправленных документов повторно направляется на рассмотрение экспертов, требуется от 5 рабочих дней на подготовку положительного заключения. В процессе проведения экспертизы у клиента есть возможность консультирования со стороны эксперта, организация встречи, а также решение всех возникающих спорных вопросов в режиме «онлайн».
2.6. Аккредитация на проведение негосударственной экспертизы. Требования, предъявляемые к организациям. Причины аннулирования.

Порядок аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий установлен действующим законодательством, а именно ст.50 ГСК РФ.
Чтобы не цитировать сложный текст статьи, отметим три главных требования к организациям, желающим получить аккредитацию:
1. В первую очередь, должно быть зарегистрировано юридическое лицо. Это вполне естественно, ведь открытие экспертной организации невозможно без существования организации.
2. В компании должно быть не менее 5 штатных экспертов, имеющих аттестаты экспертов по направлениям, установленным законодательством (при получении аккредитации на ЭПД – 5 экспертов, имеющих право подписи необходимых разделов ПД, для аккредитации на ЭРИИ – 5 экспертов, имеющих право подписи видов необходимых отчетов о проведении ИИ).
3. Действующий сайт организации, на котором размещен регламент проведения негосударственной экспертизы.

Аккредитация может быть аннулирована в следующих случаях:

1. Недостаточное количество экспертов в штате организации;
2. Несоответствие оформленного заключения действующим нормативам;
3. Наличие подписей экспертов, не имеющих аттестат и, соответственно, право подписи на определенные разделы ПД/РИИ, в локальных заключениях;
4. Ликвидация либо прекращение деятельности аккредитованной организации;
5. Письменное обращение организации об аннулировании аккредитации;
6. Неустранение в установленный уполномоченным федеральным органом срок нарушений, повлекших за собой приостановление аккредитации;
7. Выдача заключения организацией, аккредитованной на проведение негосударственной экспертизы, на объект, подлежащий обязательному проведению госэкспертизы;
8. Причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие ошибок, допущенных при подготовке проектной документации или проведении инженерных изысканий при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

3. Законодательное регламентирование деятельности экспертных организаций.

3.1. Градостроительный кодекс.

Градостроительный кодекс РФ (ГСК РФ) — кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории Российской Федерации.
Предмет правового регулирования определяется ст. 4 ГСК РФ 2004 г.
1. Градостроительные отношения — отношения, связанные с градостроительной деятельностью, то есть с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде:
• территориального планирования;
• градостроительного зонирования;
• планировки территории;
• инженерных изысканий;
• архитектурно-строительного проектирования;
• строительства объектов капитального строительства;
• реконструкции объектов капитального строительства;
• капитального ремонта, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;
• эксплуатации зданий, сооружений (такой вид включен в понятие градостроительной деятельности с 01.01.2013);
2. Отношения, связанные с:
• принятием мер по обеспечению безопасности строительства;
• предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• ликвидации их последствий — при осуществлении градостроительной деятельности, если такие отношения не урегулированы специальными законами;
3. Прямо указанные в ГСК РФ 2004 г. отношения, связанные с:
• приобретением статуса СРО;
• прекращением статуса СРО;
• определением правового положения СРО;
• осуществлением деятельности СРО;
• установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов;
• применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам;
• порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.
4. Отношения, связанные с созданием искусственных земельных участков.

Статьи 46 – 51 дают полнейшее понятие об исходно – разрешительной документации для строительства/реконструкции, архитектурном проектировании, объектах, подлежащих проведению экспертизы, ограничений для ее проведения, получении разрешения на строительство, объектах, подлежащих обязательному проведению госэкспертизы, иными словами, полная информация, знание которой необходимо специалисту для работы в сфере проведения экспертизы. Рассмотрим более подробно каждую из статей.

Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Регламентирует порядок утверждения документации по планировочной организации территорий, межеванию, подготовке документации по планировке межселенных территорий и пр. Для понятия сути статьи, необходимо понимать значение термина «межевание».
Межева́ние (землемерие, арпантаж) — геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. Представляет собой комплекс инженерно-геодезических работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ землепользований, определению местоположения границ и площади участка, а также юридическому оформлению полученных материалов.

Статья 46.1. Развитие застроенных территорий.
Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории.
Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
П.1 данной статьи гласит, что «Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.»
Отсюда следует вывод, что получение положительного заключения на проектную документацию невозможно без наличия положительного заключения на результаты инженерных изысканий даже в том случае, если проектная документация будет выполнена безупречно и все замечания по ее составу и содержанию будут устранены.

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование.
Содержит информацию по лицам, имеющим право на проектирование тех или иных объектов, определение проектной документации (которое дано в самом начале обучающего материала), виды работ по подготовке проектной документации, а также состав и требования к сожержанию проектной документации, который более подробно прописан в Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 г. и порядок согласования проектной документации.

Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Приводится ниже в полном объеме, т.к. в числе основных правовых документов указывает на виды объектов, подлежащих проведению исключительно государственной экспертизы.
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ).

Необходимо дополнительно акцентировать внимание на том, что с указанными выше, а также объектами, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджета РФ, негосэкспертизы работать не имеют права согласно закону.

Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
Кроме пунктов, регламентирование которых понятно из названия статьи, в ней также указаны параметры, при достижении которых любой объект капитального строительства/реконструкции подлежит обязательному проведению экспертизы. Текст статьи представлен в полном объеме, т.к. является основополагающими. Любой специалист, работающий в сфере проведения экспертизы, обязан знать данные параметры.

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 23.07.2013 N 247-ФЗ)
3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
3.3. Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

3.4. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
(часть 3.4 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

3.5. Подтверждением того, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, является заключение организации, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта. Подготовка указанного заключения осуществляется в срок не более чем тридцать дней в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом для подготовки предусмотренного настоящей частью заключения в организацию, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта, направляются для рассмотрения разделы проектной документации линейного объекта, в отношении которых проведена модификация.
(часть 3.5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 247-ФЗ)
3.6. Типовая форма заключения о том, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
(часть 3.6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 247-ФЗ)
4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ)
4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ)
4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.
(часть 4.3 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4.4. Органы исполнительной власти, а также подведомственные им учреждения, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, которые указаны в частях 4 — 4.2 настоящей статьи, не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) выполнении инженерных изысканий.
(часть 4.4 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 188-ФЗ)
4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
(часть 4.5 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
(часть 4.6 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4.7. Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.
(часть 4.7 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4.8. Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
(часть 4.8 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 188-ФЗ)
5. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
6.2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную застройщиком или техническим заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.
(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ)
6.3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, являются соответствующие заключения.
(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;
2) подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;
3) отсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
4) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;
5) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
6) направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
7) направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;
8) утратил силу с 1 апреля 2012 года. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
9. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
10. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(часть 11 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
12. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
(часть 12 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
13. Решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.
(часть 13 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ).

Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Основные требования, предъявляемые к организациям, подавшим заявление на получение аккредитации для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, прописаны в п.2.6 программы обучения.

Статья 51. Разрешение на строительство.
П.1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
П.2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В содержании статьи также прописаны все объекты, для которых проведение экспертизы, а, как следствие, получение разрешения на строительство, являются обязательными (см.ст.49 ГСК РФ).

3.2. Постановление Правительства РФ №272 от 31 марта 2013 г. И Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1070.

Утверждают положение о негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий. Ниже приведен текст Постановления Правительства РФ № 272 от 31 марта 2013 г.

В соответствии с частью 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

2. Признать утратившим силу Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 3, ст. 385).
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее — проектная документация) и (или) результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации (далее соответственно — инженерные изыскания, негосударственная экспертиза).

2. Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — экспертная организация).
Экспертные организации не вправе проводить негосударственную экспертизу, если подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий осуществлялись указанными экспертными организациями.

3. Негосударственная экспертиза проводится:

а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:
проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;

проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3-4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

застройщиком или техническим заказчиком (далее — заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;

б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 31 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.

4. Негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее — договор).
Порядок представления документов для проведения негосударственной экспертизы и устранения замечаний в представленных документах, срок проведения негосударственной экспертизы и размер платы за ее проведение определяются договором.

5. Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы.

6. Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

3.3. Федеральный Закон №337 от 28.11.2011 г.

Называние закона: «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Текст закона очень объемен, поэтому здесь будут приведены основные сведения и определения, представляющие интерес для работника экспертной организации.
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Технический заказчик — физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.
Самая важная информация содержится в следующей фразе, которая уже была приведена ранее в ст. 49 ГСК РФ, эта фраза наиболее часто используется при разговоре с клиентом: Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

3.4. Постановление Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008 г. и Постановление Правительства РФ № 20 от 19 января 2006 г.

Постановление Правительства РФ №20 – «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Регламентирует состав отчетов по инженерным изысканиям, а также содержание каждого инженерного отчета фактически по пунктам. Виды инженерных изысканий, производимых при анализе территории застройки, прописаны в п. 1.5 программы обучения.
Постановление Правительства РФ №87 – «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Регламентирует состав разделов проектной документации, прописанный в п. 1.4 программы обучения.
Следует обратить внимание на то, что при направлении проекта на экспертизу, входной контроль проверяет комплектность документов в соответствии именно с указанными в данном пункте законодательными актами, и первые замечания, которые получает клиент, будут указывать на несоответствие переданной проектной документации пунктам 20 и 87 Постановлений Правительства РФ для результатов инженерных изысканий и проектной документации соответственно.

3.5. Федеральный Закон №116 от 21.07.1997 г.

Название «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Данный нормативный акт определяет не только правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, но и регламентирует присвоение классов опасности. Ниже будут даны основные определения и выдержки, т.к. текст ФЗ является очень объемным.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

Необходимо отметить, что экспертиза промышленной безопасности и экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий – две абсолютно разных услуги, на каждую из которых требуется отдельная аккредитация.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Классы опасности (КО) опасных производственных объектов устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте.

Согласно действующему законодательству, негосэкспертизу могут проходить объекты III и IV классов опасности. К ним могут относиться котельные, АЗС/ГЗС, предприятия по переработке полезных ископаемых (с объемами производства, не превышающими установленные 116 ФЗ параметры) и пр.

Приведем основные показатели объектов, подлежащих исключительно проведению госэкспертизы, которые необходимо знать:
• Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I КО;
• Для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции устанавливается II КО;
• для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля устанавливается II КО;
• для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава 10 000 килограммов и более устанавливается II КО;
• Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:
o взрывы газа и (или) пыли;
o внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;
o горные удары;
o прорывы воды в подземные горные выработки;
устанавливается I КО;
• для объектов ведения подземных горных работ, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев) устанавливается II КО.
3.6. Постановление Правительства РФ №145 от 5 марта 2007 г.

Называется «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Основные определения, необходимые сотруднику экспертной организации:
Этап строительства — строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства). В отношении автомобильных дорог под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы.
Типовая проектная документация — проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.
Реестр типовой проектной документации — формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и рекомендуемой для повторного применения.
Постановление Правительства № 145 регламентирует не только порядок проведения экспертизы, но и порядок расчета стоимости проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В следующей главе будет представлена VIII глава Постановления, в которой подробно прописаны формулы для расчета стоимости.
Обращаю внимание на то, что стоимости, полученные путем расчета по 145 Постановлению, в работе негосударственных экспертных организаций используются исключительно в качестве ориентира, т.к. негосэкспертизы – коммерческие организации, в которых действуют внутренние правила выставления стоимости и определения сроков проведения экспертизы, как и прописано в Постановлении Правительства №272 (п.3.2 программы обучения). Т.к. внутри организации существуют действующие калькуляторы стоимости, от сотрудников коммерческого отдела знание приведенных ниже формул не требуется.

Размер платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (РПиж), определяется по формуле:

РПиж = БСиж x Ki,
где:
БСиж — базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (в рублях);
Ki — коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
52. Базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (БСиж), определяется по формуле:

БСиж = Aиж + Bиж x Xж,

где:
Aиж — первая постоянная величина, равная 13000 рублей;
Bиж — вторая постоянная величина, равная 5 рублям;
Xж — площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта капитального строительства (в кв. метрах).
53. Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (РПпдж) определяется по формуле:

РПпдж = БСпдж x Ki,

где:
БСпдж — базовая стоимость государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (в рублях);
Ki — коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
54. Базовая стоимость государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (БСпдж) определяется по формуле:

БСпдж = (Aпдж + Bпдж x Xж + Cпдж x Yж) x Kн x Kс,
где:
Апдж — первая постоянная величина, равная 100000 рублей;
Впдж — вторая постоянная величина, равная 35 рублям;
Xж — площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта капитального строительства (в кв. метрах);
Cпдж — третья постоянная величина, равная 3,5 рубля;
Yж — общая площадь жилого объекта капитального строительства при его новом строительстве либо общая площадь помещений, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту (в кв. метрах);
Kн — коэффициент, учитывающий назначение проектной документации, равный 1, если проектная документация предназначена для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, и равный 0,5 при капитальном ремонте объекта капитального строительства;
Kс — коэффициент сложности проектной документации, равный:
1,15 — если земельный участок расположен над горными выработками, в зонах сейсмичности 7 баллов, карстовых и оползневых явлений, вечномерзлых, просадочных или набухающих грунтов;
1,2 — если земельный участок расположен в зоне сейсмичности 8 баллов;
1,3 — если земельный участок расположен в зоне сейсмичности 9 баллов;
1 — в иных случаях.
55. Размер платы за проведение одновременно государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПж), определяется по формуле:

РПж = (РПиж + РПпдж) x 0,9,
где РПиж и РПпдж — размеры платы за проведение государственной экспертизы, рассчитываемые в соответствии с пунктами 51 и 53 настоящего Положения.
56. Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), определяется по формуле:

РПнж = Спд x П x Ki + Сиж x П х Ki,

где:
Спд — стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 821, от 23.09.2013 N 840, от 22.03.2014 N 219)
Сиж — стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в рублях);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 821, от 23.09.2013 N 840, от 22.03.2014 N 219)
П — процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению;
Ki — коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
57. При расчете в соответствии с настоящим разделом размера платы за проведение государственной экспертизы учитывается сумма налога на добавленную стоимость, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
58. За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы.